Russian Belarusian English

Гипноз в психотерапии

Работа психолога, консультанта, психотерапевта по сути своей парадоксальна.

Когда человек приходит к психотерапевту за помощью, он приходит потому, что у него в жизни есть трудности.

Это объективные трудности - с мужем, с женой, с ребенком, с деньгами, с начальством, с учебой, с жильем, с работой и т. д. Все эти трудности находятся во внешнем мире. Но терапевт не может воздействовать на мужа, жену, ребенка, начальника, не может предоставить клиенту жилье, работу или место учебы.

У этих двух людей - терапевта и клиента - есть единственный общий предмет для работы - внутреннее состояние клиента (термин «состояние» мы употребляем здесь в широком смысле, включая в него эмоциональные состояния, установки, отношение к себе и к миру и т. д.). Психолог - это профессионал работы с внутренними состояниями. Он работает с внутренним состоянием и пытается помочь осуществить в нем некоторое изменение. И когда это получается, происходит «чудо»: проблема разрешается как бы сама собой..

Как и за счет чего возможно изменять, регулировать внутренние состояния? В этом нужно разобраться, потому что это - та основа, на которой базируется терапевтический гипноз.

Есть такой вид гадания - подвесить на нитке кольцо (или другой грузик) и задавать вопросы. Если маятник начинает раскачиваться вперед-назад, это ответ «да». Если же он раскачивается влево-вправо, это ответ «нет».

Кто же отвечает на вопросы? Кто раскачивает маятник?

Долгое время считалось, что это действительно магический маятник и что мы имеем дело с духами или с высшими силами - это они раскачивают маятник.

В 1854 году французский исследователь Шеврёй опубликовал работу, которая называлась «О волшебной палочке, вопрошающем маятнике и вертящихся столах», в которой объяснил этот феномен. С тех пор магический маятник стал называться маятником Шеврёя. Шеврёй объяснил, что в основе лежат так называемые идеомоторные движения. «Идея», образ - в голове; моторика, движение - в руке. Таким образом, образ сам, автоматически, помимо сознания, помимо сознательного контроля реализуется в движении. Это - идеомоторный феномен. Обращаясь с вопросами к маятнику, человек получает ответ не от потусторонних сил и не от духов, а от собственного бессознательного, то есть он обращается к собственному неосознанному опыту.

Каждый может поэкспериментировать с идеомоторным феноменом. Надо взять нитку с грузиком, взять ее двумя пальцами, вытянуть руку, расслабить ее (лучше делать это с закрытыми глазами, но нет необходимости держать их закрытыми) и создать мысленный образ - представить себе, как грузик раскачивается в одном из направлений: вперед-назад, или вправо-влево, или по часовой стрелке, или против часовой... очень быстро грузик реально начнет раскачиваться.

Находясь в теплом помещении вы в своем воображении можете представить себе, что вы берете снег и лепите снежок или срываете сосульку и держите в руке... рука замерзает... немеет...

теряет чувствительность... в руке реально возникает ощущение холода. А если представить себе, что вы опустили руку в горячую воду, или держитесь за горячую батарею, или лежите на жарком солнце - кровеносные сосуды расширятся, появится ощущение тепла. Общеизвестен эксперимент с лимоном: если мысленно представить себе спелый лимон... и острым ножом отрезать от него ломтик... истекающий соком... и положить в рот... и жевать... совершенно верно, выделяется слюна. Идея, образ, представление автоматически, помимо сознательного контроля, реализуются в ощущении. Это - идеосенсорный феномен.

Если вспомнить или просто вообразить что-то плохое, что случалось в жизни, - обиду, разочарование, неудачу, - настроение испортится. Возникнет негативная эмоция. Если же вспомнить или представить что-то хорошее -достижение, радость, успех, - настроение повысится, появится позитивная эмоция. Идея, образ, представление автоматически, помимо контроля сознания, реализуются в эмоции. Это - идеоэмотивный (идеоаффективный) феномен.

В зависимости от имеющихся у человека образов и представлений мысли текут в том или ином направлении. Это - идеокогнитивный феномен.

Итак, возникающие у человека образы, представления автоматически, без участия сознания, реализуются в движении, ощущении, эмоции и мысли. В совокупности идеомоторный, идеосенсорный, идеоэмотивный, идеокогнитивный феномены называются идеодинамическими феноменами, или, еще короче, идеодинамикой, то есть динамикой самореализации представления, образа.

Это и есть предпосылка, основа гипноза.

Дело в том, что у всех людей есть часть психической жизни, которая не осознается, - то, что называют «бессознательным». У сознания и бессознательного разные языки. Язык сознания - логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного - образы, символы. Оно пытается говорить с нами на этом языке ночью: мы видим сны. Эти сны что-то значат, это послание от нашего внутреннего разума, от нашего бессознательного, в них содержится что-то важное для нас. И мы пытаемся их разгадывать - иногда более, иногда менее успешно.

Мы тоже разговариваем с бессознательным на его языке. Те образы, картины, представления, которые возникают у нас в голове, во многом определяют всю нашу жизнь. Дело можно представить так, словно у человека внутри имеется автопилот или мощный компьютер. Те образы, которые возникают, - это курс для автопилота, программа для внутреннего компьютера. Если человек все время думает о том, какой он бедный, несчастный и больной, автопилот как бы смотрит: «Что там просит хозяин? Бедность, несчастья, болезнь. Курс зюйд-зюйд-вест. Поехали». И приведет - безошибочно. Если же представлять себе счастье, успех, удачу - курс будет другой. И результат будет другой.

Итак, образ - это основа регуляции внутренних состояний. Человек «программирует» сам себя посредством тех образов, которые он создает. Психологическим механизмом такого «самопрограммирования» являются идеодинамические механизмы: образ стремится к самореализации в действии, ощущении, эмоции и в мысли.

Обычно человек не осознает, не понимает того, что он сам программирует, определяет свою жизнь посредством тех образов, которые создает. Можно ли это делать целенаправленно - использовать идеодинамические механизмы для улучшения качества своей жизни - и что для этого нужно?

Важным условием хорошего срабатывания идео-динамических механизмов является расслабление. Когда держишь в руке нитку с грузиком, руку надо расслабить - тогда движения грузика видны более отчетливо. Есть еще одно условие, которое помогает оптимизировать работу идеодинамических механизмов. Принято считать, что за работу сознания отвечает левое полушарие головного мозга, а за работу бессознательного - правое. Конечно, человеческий мозг устроен намного сложнее, но в любом случае известно, что левое полушарие отвечает за последовательные, логические, рациональные процессы, а правое - более целостное, синтетическое, творческое. Когда активность левого полушария несколько понижается, а активность правого - повышается, мы получаем промежуточное стояние, которые можно назвать измененным состоянием сознания, а можно назвать и трансовым состоянием - трансом, или гипнотическим состоянием. Сознание при этом не «отключается»; работают оба - и сознание, и бессознательное.

Это состояние интересно тем, что в нем многократно усиливается работа идеодинамических механизмов. Именно поэтому мы и занимаемся гипнозом. В гипнозе нет ничего ни магического, ни мистического. Все, что можно делать в гипнозе, можно делать и без гипноза. Но в гипнозе получается мощнее и быстрее. Это - трансформатор, он усиливает воздействие идеодинамических механизмов.

Или можно сказать иначе: гипноз позволяет усилить воздействие духа на тело. Или: усиливает работу бессознательных механизмов. Это одно и то же, только сказанное немного по-другому.