Медицинская психология
19.00.04 – медицинская психология, мед.
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2004 г. № 138
Цель и задачи программы-минимум
Cпециальные медико-психологические знания необходимы для организации лечебного процесса, решения диагностических, экспертных, психотерапевтических, профилактических задач, для понимания механизмов формирования внутренней картины болезни, вероятностного прогноза развития, течения, компенсации и декомпенсации различных форм психических и поведенческих, психосоматических расстройств, обоснования роли психологического фактора в их возникновении.
Цель изучения материалов программы-минимум по специальности 19.00.04 «Медицинская психология» - формирование у соискателей ученой степени углубленных знаний по основным и приоритетным разделам медицинской психологии, клинической психодиагностики и психотерапии.
Основными задачами программы-минимум являются:
- изучение психологических аспектов лечебного процесса;
- формирование навыков и умений по использованию современных клинико-психологических и экспериментально-психологических методов исследования в клиниках при решении различных задач;
- приобретение специальных навыков по планированию и организации психодиагностического процесса в клиниках, анализа и интерпретации полученных результатов;
- совершенствование опыта практического применения психодиагностической информации при проведении психотерапии и психокоррекции.
Требования к уровню знаний
В результате изучения дисциплины соискатель ученой степени должен:
- знать теоретические основы медицинской психологии;
- знать профессионально-этические нормативы в медицинской психологии;
- международную классификацию психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра;
- иметь опыт организации и проведения психодиагностического исследования в клиниках;
- владеть техникой построения интерпретационных схем при анализе результатов психодиагностического исследования в клиниках;
- иметь опыт проведения психотерапии и психокоррекции;
- владеть навыками планирования и проведения научных исследований;
- знать основные психопатологические симптомы и синдромы;
- владеть навыками клинической диагностики психических и поведенческих расстройств
- знать современную классификацию психических заболеваний и основные их клинические проявления.
Соискатель должен показать на экзамене профессиональные знания по основным разделам медицинской психологии и смежных дисциплин, владение современными психодиагностическими технологиями и методами психотерапии.
Содержание программы
Общая медицинская психология
1. Общие категории медицинской психологии.
Цели, задачи и структура медицинской психологии. Теоретико-методологические проблемы медицинской психологи. Основные понятия, термины, категории медицинской психологии.
2. Основные концепции развития психических и поведенческих расстройств в медицинской психологии.
Ключевые слова: личность, когнитивная типология, поведенческие стили, концепции развития.
- Значение типологии личности в клинике.
- Классификационные схемы психологических типов.
- Поведенческие стили в клинике.
- Классификация личностных подходов в медицинской психологии.
- Психодинамические, поведенческие и социально-когнитивные концепции развития психических и поведенческих расстройств.
3. Социально-психологические аспекты медицинской психологии. Психология лечебного процесса.
Ключевые слова: ролевые функции, интеракции, комплайенс, плацебо-эффект.
- Ролевые функции социально-психологических факторов в
развитии расстройств. - Экономическая модель интеракции.
- Социальные факторы функционирования личности и психические расстройства.
- Социологические категории клинической психологии и модели развития расстройств.
- Психологические аспекты фармакотерапии.
- Способы достижения комплайенса.
- Плацебо-эффект: виды, плацебо-реактивность.
4. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты.
Ключевые слова: стрессоры, копинг-поведение, психологическая защита, адаптация.
- Классификация психосоциальных стрессоров.
- Функции стрессоров в развитии расстройств.
- Классификация и сущность копинг-стратегий.
- Сущность механизмов психологической защиты.
- Теории механизмов психологической защиты.
- Классификация механизмов защиты.
- Сущность, теории и критерии психической адаптации.
5. Основы отношений и коммуникации в клинике.
Ключевые слова: коммуникации, терапевтические отношения.
- Теории отношений в медицинской психологии.
- Структура и виды коммуникации.
- Принципы терапевтических отношений.
- Особенности и принципы отношений и коммуникации с различными категориями пациентов.
Частная медицинская психология
1. Психологические аспекты депрессии.
Ключевые слова: депрессия, стиль, атрибутивные стили.
- Психологические концепции депрессии. Когнитивные и психодинамические теории депрессии. Психологическая структура депрессивных переживаний. Депрессивный поведенческий стиль. Атрибутивные модели депрессии.
2. Психологические аспекты невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.
Ключевые слова: невроз, психическая травма, тревожные расстройства.
- Психологические факторы формирования неврозов.
- Виды психических травм.
- Роль акцентуаций характера в развитии невроза.
- Системно-интегративные модели тревожных расстройств.
- Психологические концепции панического расстройства.
- Двухфакторная модель агорафобии.
- Психологические модели генерализованного тревожного расстройства и социофобии.
- Психологические факторы соматоформных расстройств.
- Циркулярная модель соматоформных расстройств, поддерживающие факторы.
3. Психологические аспекты шизофрении.
Ключевые слова: шизофрения, модели.
- Психологические концепции шизофрении.
- Психологическая структура и динамика переживаний при шизофрении.
- Социально-психологические и когнитивные модели шизофрении.
4. Психологические аспекты психических и поведенческих расстройств, вызванных злоупотреблением ПАВ.
Ключевые слова: ПАВ, модели.
- Психологические концепции расстройств, вызванных злоупотреблением ПАВ.
- Структурно-функциональный анализ личности расстройствами, вызванных злоупотреблением ПАВ.
- Поддерживающие факторы и циркулярные модели расстройств, вызванных злоупотреблением ПАВ.
5. Психологические аспекты сердечно-сосудистых расстройств и болезней органов дыхания.
Ключевые слова: сердечно-сосудистые расстройства, болезни органов дыхания, психологические модели.
- Психологические модели ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда.
- Структура личности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
- Типы поведенческой активности.
- Психологические модели гипертонической болезни.
- Психологические концепции бронхиальной астмы.
6. Психологические аспекты заболеваний пищеварительной системы и почек.
Ключевые слова: заболевания пищеварительной системы, заболевания почек.
- Психологические модели язвенной болезни.
- Особенности личности больных неспецифическим язвенным колитом.
- Психологические особенности больных ХПН, проходящих гемодиализ.
- Психологические проблемы гемодиализных больных.
7. Психологические аспекты пациентов хирургической клиники.
Ключевые слова: хирургический больной, психологические особенности.
- Психологические травмы хирургического больного.
- Психологическая подготовка к операции.
- Психологические аспекты послеоперационного периода.
- Хирургическая травма как стрессовый фактор.
- Психологические аспекты травматологии.
- Психологические особенности ожоговых больных.
- Психологические переживания в состоянии шока.
- Психологические аспекты реанимации.
- Психологические аспекты нейрохирургии.
- Особенности взаимоотношений и коммуникации в хирургическом стационаре.
8. Психологические аспекты онкологических больных.
Ключевые слова: онкологические больные, психологические аспекты, хосписы.
- Структура и динамика переживаний у онкологических больных.
- Психологические концепции онкологических заболеваний.
- Основы отношений и коммуникации с онкологическими больными.
- Психологическая реабилитация онкологических больных.
- Психологические аспекты онкологических хосписов.
9. Психологические аспекты в клинике детских болезней.
Ключевые слова: больной ребенок, модели, психосоматические взаимоотношения.
- Психологические особенности больного ребенка.
- Основы отношений и коммуникации с больными детьми.
- Психологические модели и концепции детских болезней.
- Психосоциальные факторы педиатрической клиники.
- Психосоматические взаимоотношения в педиатрии.
Клиническая психодиагностика
1. Общие аспекты клинической психодиагностики.
Ключевые слова: клиническая психодиагностика, функциональный диагноз.
- Специфические особенности психодиагностики в клинике.
- Цели и задачи клинической психодиагностики.
- Основные диагностические концепции психодиагностики в клинике.
- Функциональный диагноз.
- Многомерность клинической психодиагностики.
- Тестовые установки в клинической психодиагностике.
2. Методы клинической психодиагностики.
Ключевые слова: клинико-психологические методы, экспериментально-психологические методы.
- Самоотчеты и самонаблюдение.
- Беседа и интервью.
- Метод наблюдения.
- Биографический (анамнестический) метод.
- Изучение продуктов творческой деятельности обследуемых.
- Отдельные психические функции (патопсихологические методы исследования внимания, памяти, мышления).
- Функциональные и эмоциональные состояния (тест Люшера).
- Интеллект (тест Векслера, матрицы Равена и др.).
- Самосознание и самооценка (Репертуарные решетки Келли, шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн).
- Ценности, социальные установки (тест Рокича).
- Эмоционально-мотивационная сфера (ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга и др.).
- Саморегуляция (методика «Уровень притязаний» Хоппе, субъективная локализация контроля Роттера).
3. Опросники в клинической психодиагностике.
Ключевые слова: опросники, шкалы.
- Общая характеристика опросников в клинической психодиагностике.
- Клинические опросники и шкалы.
- Специализированные личностные опросники и шкалы.
- Многошкальные личностные опросники.
4. Проективные методы и психосемантические методы в клинике.
Ключевые слова: проективные методики, психосемантические методики.
- Общие основы проективной психодиагностики.
- Классификация проективных методов.
- Проективные методики в клинике.
- Основы экспериментальной психосемантики.
- Психосемантические методики в клинике.
5. Системные психодиагностические методики. Основы компьютерной психодиагностики в клинике.
Ключевые слова: системные методики, компьютерная психодиагностика.
- Общая характеристика системных методик.
- Миннесотский Многошкальный Личностный Опросник (MMPI).
- Метод Чернильных Пятен Роршаха.
- Компьютерная психодиагностика.
6. Структура и организация психодиагностического процесса в клинике.
Ключевые слова: этапы, заключения, психологический диагноз.
- Этапы психодиагностического процесса в клинике.
- Принципы психодиагностического заключения в клинике.
- Структура психодиагностического заключения.
- Типичные ошибки интерпретации результатов психодиагностики.
- Психологический диагноз.
Психотерапия
1. Общие положения психотерапии
Ключевые слова: факторы, этические аспекты.
- Интердисциплинарный характер психотерапии.
- Факторы лечебного действия в психотерапии.
- Важнейшие этические аспекты психотерапии.
2. Классический психоанализ.
Ключевые слова: психоанализ, техники, интерпретация.
- Теория психоанализа.
- Ключевые понятия психоанализа.
- Техники, приемы интерпретации.
3. Гештальт-терапия.
Ключевые слова: гештальт-терапия, личность, техники.
- Теория гештальт-терапии.
- Особенности невротической личности.
- Основные понятия гештальт-терапии.
- Техники гештальт-терапии.
4. Рациональная психотерапия. Эмоционально-стрессовая психотерапия.
Ключевые слова: рациональная психотерапия, диалог.
- Теоретические основы рациональной терапии.
- Диалог в рациональной терапии.
- Область использования рациональной психотерапии в клинической практике.
- Эмоционально-стрессовая психотерапия.
5. Когнитивно-поведенческая терапия.
Ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, техники, модели, депрессия.
- Теоретические основы поведенческой терапии.
- Цели и техники поведенческой терапии.
- Теоретические основы когнитивной терапии.
- Когнитивные модели.
- Когнитивные техники.
- Когнитивная терапия депрессий.
6. Групповая психотерапия.
Ключевые слова: групповая терапия, виды, динамика.
- Теоретические основы групповой терапии.
- Основные понятия.
- Виды групповой психотерапии.
- Групповая динамика.
7. Телесноориентированная психотерапия. Психическая саморегуляция.
Ключевые слова: телесноориентированная психотерапия, аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация.
- Теоретические основы телесноориентированной психотерапии.
- Основные понятия.
- Основные техники.
- Аутогенная тренировка.
- Прогрессивная мышечная релаксация.
ПСИХИАТРИЯ
1. Организация психиатрической помощи.
Ключевые слова: классификация, закон, нормативные документы, концепция развития психиатрической помощи Республики Беларусь.
- Структура психиатрической помощи населению.
- Закон о психиатрической помощи населению.
- Нормативные документы, регулирующие оказание психиатрической помощи.
- Концепция развития психиатрической помощи Республики Беларусь.
2. Психопатологические симптомы и синдромы психических заболеваний.
Ключевые слова: патология, симптомы, синдромы, заболевание.
- Патология ощущений, восприятий, памяти, интеллекта, мышления, эмоций, воли, моторики, сознания
- Основные психопатологические синдромы и заболевания, при которых они преимущественно встречаются.
3. Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
Ключевые слова: поздний возраст, сосудистые, соматические, органический.
- Деменции.
- Органические расстройства личности и поведения
4. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
Ключевые слова: психоактивные вещества, зависимость, психотическое, состояние отмены.
- психические и поведенческие расстройства в результате употребления определенных групп психоактивных веществ: острая интоксикация, употребление с вредными последствиями, синдром зависимости, состояние отмены, психические
5. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
Ключевые слова: шизофрения, шизотипические расстройства, диагностические критерии.
- Шизофрения, диагностические критерии, основные клинические формы, типы течения.
- Шизотипическое расстройство, диагностические критерии, дифференциальная диагностика.
- Хронические бредовые расстройства (бредовое расстройство, инволюционный параноид) диагностические критерии.
- Шизоаффективное расстройство, диагностические указания, дифференциальная диагностика.
6. Аффективные расстройства настроения.
Ключевые слова: аффективное расстройство, депрессия, мания, реккурентное расстройство.
- Общая характеристика группы. Основные критерии, лежащие в основе классификации данной группы расстройств. Маниакальный эпизод, диагностические указания, клинические проявления, дифференциальный диагноз. депрессивный эпизод, диагностические указания, клинические проявления, дифференциальный диагноз.
- Биполярное аффективное расстройство, диагностика, клиника, подходы к лечению и профилактике.
- Рекуррентное депрессивное расстройство, диагностика, клиника, лечение. Хронические расстройства настроения, циклотимия, дистимия, диагностические критерии.
7. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
Ключевые слова: личность, специфические, хронические, привычки, влечения.
- Специфические расстройства личности, диагностические критерии, клиника, основы лечения и реабилитации
- Хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга, диагностические критерии, клиника, основы лечения и реабилитации
- Расстройства привычек и влечений, диагностические критерии, клиника, основы лечения и реабилитации
8. Умственная отсталость.
Ключевые слова: умственная отсталость, степени, реабилитация.
- Диагностические критерии и клинические проявления разной по тяжести степени умственной отсталости.
- Дифференциальная диагностика. Вопросы реабилитации.
9. Нарушения психологического развития.
Ключевые слова:расстройства развития , специфические, аутизм.
- Специфические расстройства развития речи.
- Специфические расстройства развития школьных навыков
- Специфическое расстройство развития двигательных функций
- Общие расстройства развития
- Детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера.
10. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте.
Ключевые слова :поведение, специфические, эмоциональные, энурез, заикание.
- Гиперкинетические расстройства.
- Расстройства поведения.
- Смешанные расстройства поведения и эмоций.
- Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста.
- Расстройства социального функционирования (элективный мутизм, расстройство привязанности, реактивное и расторможенное.
- Неорганический энурез и энкопрез.
- Заикание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - Спб.: Питер, 2001.-688 с.
- Асмолов А.Г. «Психология личности».- МГУ, 1990. – 368 с.
- Белый Б.И. Тест Роршаха: практика и теория.- Санкт-Петербург, 1992.-
200с. - Березин Ф.Б.. Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многосто-
роннего исследования личности. - М., 1994. - 245 с. - Блейхер В. М. «Введение в практическую патопсихологию».- М., 1994.
- Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - М.: Медицина,
1987.-218 с. - Бондарева Л.В., Ковалева З.Н., Хрящева Н.Ю. «Социально-психологическая подготовка врача-интерниста в клинике психосоматических заболеваний. Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психических и соматических заболеваниях».- Л.,1990. – 148 с.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев, 1993.-
97с. - Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. «Словарь-справочник по психодиагностике».- СПб.- М.- Х. - Мн.: Питер, 1999. – 245 с.
- Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория
практика, обучение. - СПб, 2003.- 736 с. - Германов В.А. «Психологический аспект диагностики в системе терапевтического стационара».- Куйбышев,1988. – 97 с.
- Гройсман А.Л. «Медицинская психология».- М., 1995. – 192 с.
- Жиляев А.Г. «Псевдорезистентность к терапии у больных психосоматическими заболеваниями и их коррекция. Современные методы диагностики и лечения».-Казань, 1993.-Ч.3.
- Зейгарник Б. В. «Патопсихология».- М., 1998.
- Кабанов М.М. «Методы психологической диагностики в клинике».- Ленинград, 1988г.
- 16.Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - Л., 2002.- 503с.
- Клейберг Ю.Л. Психология девиантного поведения / Учебное пособие для вузов. – М., Юрайт. – 2001. – 160.
- Клиническая психология /Под ред. М. Перре, У. Баумана – СПб.: Питер, 2002. – 312 с.
- Клиническая психиатрия (из синопсиса по психиатрии) В 2 томах. / Под редакцией Г.И. Каплан, Б. Дж. Сэдок. - М.: Медицина, 1994. - Т.1. - 671 с.
- Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. «Общая психотерапия.» - Мн.:Навука и тэхнiка.1993.
- Леонтьев Д. Тематический апперцептивный тест. - Москва, 1998. - 234 с.
- Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест Рисуночной Ассоциации С. Розенцвейга. - Санкт-Петербург, 1993. - 56 с.
- Международная Классификация Болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. -Россия Санкт-Петербург, 1994. - 302 с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. «Введение в экспериментальную психологию личности».- М.: Просвещение, 1985. - 319 с.
- Николаева В.В. «Влияние хронической болезни на психику».- МГУ, 1987. – 163 с.
- «Общая психодиагностика». / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 359 с.
- Обухов С.Г. Учебное пособие по психиатрии для студентов медико-психологического факультета.- Гродно, 2004
- Обухов С.Г., Шустер Э.Е. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.- Гродно, 2004
- Райнер Телле Психиатрия. -Минск, 1999.- 496
- Рубинштейн С. Я. «Экспериментальные методики патопсихологии». / Практическое руководство.- М., Медицина 2003. – 246 с.
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности /Учебное пособие. – СПб., 2001. – 224 с.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - Москва, 1998. - 510с.
- Соколова Е. Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях.- М., Аргус, 1995. – 360 с.
- Сорокина Т.Т., Гайдук Ф.М., Евсегнеев Р.А. Практическое пособие по психиатрии. Минск, 1993.
- Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. – СПб.: Ювента, 2002. – 624 с.
- Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики /Учебное пособие.- М.; Ростов-на-Дону, 1996. - 567 с.